Олег Дивов (divov) wrote,
Олег Дивов
divov

Category:

все мы выросли из Стругацких (с)

Пролистал сборник 'Мир Стругацких. Полдень и Полночь' и оказался в безвыходном положении. Хочется похвалить редактора (и одного из авторов) Игоря Минакова, но тогда придется хвалить и себя, любимого. Попробую как-нибудь поделикатнее, что ли.

Рассказ Стругацких "Погружение у рифа Октопус" не был включен авторами в цикл "Полдень, ХХII век". Получилось бы слишком много про Океанскую Охрану, ну и сам рассказ на общем фоне выглядел бы откровенно ученическим. В нем всего - слишком. Перехохмили, перемудрили, перегрузили и даже местами передурачились. Но для поклонников Братьев рассказ - чистое очарование. Те самые "ранние Стругацкие", только совсем ранние, и теперь видно, откуда они выросли, и как именно росли, и какие свои детские болезни вылечили, и каким образом это было сделано. Очень интересно. И я бы сказал, трогательно.
А следом за "Октопусом" Минаков поставил рассказ современного автора "Подлинная история Канала имени Москвы" - поставил вполне умышленно, потому что "они хорошо монтируются" - и это, ребята, попадание в десятку. Большая удача редактора.
Тут надо отметить, что сборник, в отличие от аэстэшных "Времен учеников", укомплектован не только ремейками, ревизиями, сиквелами и вбоквелами к АБС, но и рассказами, сюжетно никак не вписанными в Мир Полудня. Да, у Дивова упоминается чисто хохмы ради программист Саша Привалов, а у Лукина - ни больше ни меньше сам Борис Натанович. Но главным при отборе было "совпадение по духу".
И ваш покорный слуга, пока не увидал этого на бумаге, сам поверить бы не смог, насколько оное совпадение бывает сильным. "Погружение у рифа Октопус" и "Подлинная история Канала имени Москвы" - две производственных драмы в фантастических обстоятельствах. Язвительные, местами прямо разухабистые. но с выходом именно на драматический уровень. И как интересно они в сборнике перекликаются, словами не описать, это надо прочесть.
А ведь полвека между ними.
Мы не застряли в прошлом, нет, и уж тем более не расчесываем старые болячки, у нас просто за пазухой припрятаны кое-какие идеалы, вечные и общечеловеческие в лучшем смысле слова.
Кстати, сборник в целом интересный. Качество текстов разумно-достаточное, уровень проработки идей - нетривиальненько, как минимум. Сюжеты и вовсе попадаются внезапные. И с глубоким уважением к первоисточнику. Я, правда, еще не все тексты прочел.
Но какое роскошное попадание, черт побери.
Спасибо, Игорь.
Subscribe

  • Дикая литература поддается приручению

    Эй, молодые [и не очень] талантливые [и не особенно] авторы! В первую очередь с author.today. Это для вас. По техническим причинам открылись два…

  • Гугл для белых и дикарей

    Вас уже ошарашили тем, как проклятый Гугл подсовывает русскоязычным выдачу "вакцинация это геноцид", а англоязычных уверяет, что вакцинация -…

  • (no subject)

    Наткнулся на термин "гибридный писатель". Сломал половину головы, думая, что за кентавр. Гибридное писательство преподают на очередных курсах типа…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 78 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Дикая литература поддается приручению

    Эй, молодые [и не очень] талантливые [и не особенно] авторы! В первую очередь с author.today. Это для вас. По техническим причинам открылись два…

  • Гугл для белых и дикарей

    Вас уже ошарашили тем, как проклятый Гугл подсовывает русскоязычным выдачу "вакцинация это геноцид", а англоязычных уверяет, что вакцинация -…

  • (no subject)

    Наткнулся на термин "гибридный писатель". Сломал половину головы, думая, что за кентавр. Гибридное писательство преподают на очередных курсах типа…