Олег Дивов (divov) wrote,
Олег Дивов
divov

Categories:

Развеселые картинки

У меня в голове опилки, я этого никогда не скрывал.
По сути вопроса - нечего обсуждать. Редакция была стопроцентно в своем праве; террористы в ответ выступили, как нормальные гопники. Всех убили. Всё в рамках профессионального риска с обеих сторон (убивать газетчиков незаконно, это я сообщаю для совсем тупых; но иногда гопники нарушают закон).
А вот что за зверь такой Charlie Hebdo, до меня дошло далеко не сразу. Как-то в голову не приходило, что это дешевое убожество - прямой и легитимный наследник Hara-Kiri, культового журнала 60-70-х с тиражами в четверть миллиона, сначала запрещенного к продаже несовершеннолетним, потом запрещенного вовсе, якобы за порнографию, а вообще-то за жесткое высказывание на смерть де Голля; переформатированного и возродившегося в формате ежемесячника.
Мне трудно представить олдскульного рекламщика, который не слыхал бы про Hara-Kiri и не видел бы хоть пары картинок оттуда. Дело в том, что "зверский и злобный" или "тупой и злой", как вам больше нравится, журнал зверским же образом пародировал самую популярную макетную рекламу своего времени. Иногда юмористы цеплялись к знаменитому слогану, выворачивая его наизнанку или прочитывая совсем буквально, иногда придумывали несуществующие товары.
О том, как на это реагировали бренды, сложены отдельные мифы. Якобы кто-то платил, чтобы попасть в Hara-Kiri, а кто-то и наоборот. Вот уж не знаю. Но факт остается фактом: журнал, в самом названии которого была заложена игра слов (Kiri = qui rit; смеющийся), мог запузырить такой рекламный креатив, что завидки брали.
На грани фола или уже за гранью, но это была просто отдушина для умученного тупыми заказчиками и трусливыми начальниками копирайтера и художника.
Hara-Kiri отшутился за нас всех.

"Больше никогда!" 1972 год
Шурупы с дюбелями вместо гвоздей; обратите внимание на дисклеймер - он пародирует типичный дисклеймер макетной рекламы, к которой могут возникнуть неприятные вопросы. Этот рекламодатель тоже как бы не хочет никого обидеть.


Потребители, будьте внимательны! 1977
Текст: "тщательно проверяйте товар прежде, чем расписаться за него: некоторые женщины поставляются с одной дыркой (вместо положенных двух)"




Нам уже все уши прожужжали насчет французской смеховой культуры, которая исключительно ниже пояса и наполовину про дерьмо. И мы, значит, должны эту цивилизационную особенность цивилизованной страны толерантно принять. Слушайте, не надо ля-ля. Да, французский юмор относительно русского очень грубый, и даже по среднеевропейским меркам тоже с перебором. Но, к счастью, он и сейчас не весь такой, и не всегда был такой.
Это в 2010-х Charlie Hebdo рисует на обложке какашку, пишет сверху "Марин ле Пен" и считает, что вот она, сатира.
А журнал Hara-Kiri 60-х был вовсе не тупой и злобный, как на нем написано (на заборе тоже много чего написано), а стильный, тонкий, горький и местами даже нежный.
Карикатуры того времени - подлинное искусство.
К рекламе мы еще вернемся, а сейчас поглядите, как они умели рисовать.

1961, обложка декабрьского номера


1962.


1963. Мост пропавших детей


1963. Вы ошиблись этажом, мсье


1964. Стрельба по живым людям. Надпись справа: "Бесплатный вход"


1967. А вот так красиво умел рисовать легендарный Волински.


1968. Фекальный юмор может быть искусством.


1968. Ну вот вам и религиозная тема.


1968. А вот и сексуальная.


1968. Ноев ковчег мелковата картинка, но, в общем, Ной очень недоволен происходящим


1969. Имхо, великолепно сделано во всех отношениях


1969. Какая исконно русская тема, а?


1972. Ну красота ведь, хотя и жестко.


К сожалению, история Hara-Kiri это история сползания юмора и сатиры в то самое дерьмо, причем, не в переносном смысле, а самом прямом. Перелом случился где-то в районе 1975 года, когда коричневое полилось фонтаном, а разудалый креатив сменился уныло-дерьмовым креативом. Иногда встречались жемчужины, но общий уровень рухнул.
Такое впечатление, будто у них там что-то произошло в редакции страшное, и в головах художников осталось три основных рабочих символа: фаллос, кровища и дерьмо. Ну да ладно. Возвращаемся к истокам.
Вот она, реклама.

1963. Вот что я люблю. SHELL.
В этом рисунке столько подтекстов - впору писать отдельную статью, и без упоминания Боттичелли не обойдется.


1963. Расческа для лысых от BIC


1965. Браво, ОМО!
Редакция Хара Кири обожала этот стиральный порошок, вы его еще увидите


1965. Собери библиотеку из пачек ОМО
Текст: "Новые имена на корешке каждую неделю: Бальзак, Гюго, Платон, Тейяр де Шарден..."


1968. Это мыло никогда не выскочит из рук


1968. Настоящего мужчину видно по багажу с эмблемой Hermes


Сейчас будет пара реклам с отработкой пресловутой фекальной темы.
И совершенно нормально. Умели ведь!

1969. Откройте... Понюхайте... Это _уже_ дерьмо
Готовый суп "Говняный" такой готовый, что его даже есть не надо, он уже совсем готов.


1969. Порази своих друзей: кури Pall Mall


1969. С тех пор, как я ем REXONA, от меня не разит с похмелья.
И я пускаю мыльные пузыри.



1969. Бог есть. Он курит Pall Mall


1970. Женщину, которая следит за собой, видно по TAMPAX


1970. Pudoril: благодаря этому мылу вас отпустят с работы уже в 14 часов


1970. Сохраните незабываемые моменты вашего отпуска с NIKON


1972. После насилия... Perrier
Реклама в принципе уже за гранью фола; обыгрывается тогдашний слоган "Перье-после-чего-то-там"


У меня в комментах спрашивали: удивительно, как после такой рекламы этот журнал не засудили насмерть феминистки?
На ум приходит только один ответ: в те времена не только водка была крепче и сахар слаще, но еще и феминистки были настоящие, а не как сейчас.
Ну и мог сыграть свою роль такой фактор: когда в 70-м Hara-Kiri рубанули за непочтительный образ мыслей, в ответ немедленно поднялась вся пишущая Франция - даже та, что считала журнал полным отстоем, - и куча видных деятелей, вплоть до Жоржа Помпиду. Собственно, тогда и появился еженедельник Charlie Hebdo, а сам Hara-Kiri вернулся в формате ежемесячника. Вся эта катавасия с закрытием и ответной массовой поддержкой интеллигенции спасла журнал от неминуемой гибели: у него были тяжелейшие финансовые проблемы, он загибался. А тут тиражи сразу взлетели...
Ничего не напоминает?
Ну так вот, есть вероятность, что феминистки тогда были настоящие, то есть, не тупые, и соображали, что можно трогать, а что не надо.
Ладно, едем дальше.

1974. Petit-pot заботливо готовит детское питание для крошек, у которых еще нет зубов


Теперь жесть пошла.

1974. Аборт всего за 59,50 франков с Moulinex


1975. Удвойте вашу производительность с Nescafe


Вот, собственно, уже наступает перелом середины 70-х - и вместо тщательно продуманной жести начинается жесть бессмысленная и какая-то истерическая. Журнал в целом меняется очень заметно.

1975. Мисс Производственная Травма


1975. Как лучше провести отпуск: отомстить [матадорам] за быков!


февраль 1976, разворот


...и вот такая муть - сплошным потоком
















Иногда попадается что-то забавное, но все реже и реже.
И уровень идей явно не тот. Кончились даже двухходовки - все только в лоб.
1976. Black&Decker против геморроя: до и после


1976. Пляжный кошелек Madame Nudiste


А вот это мне нравится - пляжная растопырка для задницы, 1977, между прочим, толковая вещь, могла бы неплохо продаваться, если правильно сделать


1977. "Ты и я" - специально для тех, кто мечтал умереть в один день


Попадаются еще карикатуры прилично и драматично отрисованные:


Непереводимая игра слов: в принципе, тут написано "ваши половые органы каждый день чистые", но это в принципе.


Но просто сравните старую рекламу TAMPAX и вот эту 1977 года - разница в стилистике видна невооруженным глазом, правда?


В общем, как верно заметил карикатурист REISER, "Времена меняются":


Сухое шампанское - уже совсем уныло даже по тем временам


1977. Инсектицид "Гитлер". От мух, что носят желтую звезду


Для совсем диких напоминаю, что _желтую_ шестиконечную звезду обязаны были носить евреи в нацистской Германии. А то кто-то распинался в комментах, мол звезда неправильная и муха совсем на еврейку не похожа.

И очень символичная для 1977 года стихотворная реклама воды Vittel - будто про Hara-Kiri сказано: под веселой маской - труп...


И вот для завершения картины и понимания тенденций:
Природа весне радуется: обложка апрельского номера за 1978 год


Дальше будет в общем и целом только так.
И хватит наверное.

Чисто для справки: вот как выглядел Hara-Kiri в 1989 году.


Нечто подобное - падение качества юмора от разухабистого к реально тупому и злому - происходило и с оригинальным харакиревским креативом.
Они ведь много и охотно выдумывали всякой прикольной всячины.

1964. Страница-соковыжималка с пошаговой инструкцией


1967. Передвижной бар от Хара-Кири


1968. Прикуриватель миллиардера


1969. Электрический прикуриватель с пошаговой инструкцией



1973. Я удвоил свой заработок!
Кирка с подсветкой позволяет работать круглые сутки.
Кстати, Дима Байкалов, я не знал, что ты для них снимался :)


"Антикризисная" серия 1974 года: бесплатная посудомойка...


...а детей можно отвезти в школу на мусоровозе


И вот он, все тот же отчетливо заметный тематический перелом середины 70-х:

1976. Тайский массаж от Хара Кири


1977. Не топите котят, жарьте их во фритюре


Дальше там просто нечего показывать, сплошное дерьмо, да еще и какое-то зубастое, озлобленное.
И ведь умели же они с этой субстанцией работать - вот посмотрите на следующие две странички. Тут как раз обыгрывается типично французская фишка, есть у них такая примета, что наступить в дерьмо - к удаче.

1969. Почему они счастливы?

Потому что ходят по дерьму!


Увы и ах. Утонули они в нем.
Это, кажется, последний выпуск Hara Kiri, уже в еженедельном формате.
Hebdo Hara Kiri numéro 1: janvier 1993 ( = La Grosse Bertha numéro 99 )


В завершение рассказа - полезная бумажка. Надо себе такую сделать.

1967. Мудаки всех стран, соединяйтесь. Удостоверение мудака


Слово "con" у нас традиционно переводят как "идиот", на самом деле все намного сложнее. Цензурное "con" это "дурак", а нецензурное - "женский половой орган". Соответственно получается "мудак", только женского рода. Наверное потому что француз и без выпендрежа не может.

Кстати, про мудаков женского рода. Что-то я вдруг разозлился малость. Вспомнил, как Бунтман с "Эха Москвы" удивлялся в прямом эфире:
- На обложке Charlie Hebdo был нарисован пророк Мухаммед, который восклицал: "Как тяжело, когда в тебя верят идиоты!"* Ну и что тут обидного?..

Действительно, что тут обидного. Для Бунтмана точно ничего.
Con.

*в оригинале - "cons"
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 149 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →