Олег Дивов (divov) wrote,
Олег Дивов
divov

Categories:

Не заблуждайтесь относительно Пелевина (с)

Между прочим, ссылка на внезапную книгу, над которой мы прикалывались вместе с вами, попала ко мне вовсе не по запросу "Пелевин". И даже не по запросу "Сиськи", в ответ на который может выскочить полное что угодно.
Я хотел рассказать вам о потрясающей выставке натюрморта в Третьяковке, но понял, что это выйдет бессовестно и безжалостно, ведь она уже закрылась. И зачем я тут буду патетически восклицать: "Сплошные открытия! Кто на выставке не был, тот об искусстве натюрморта, считай, не знает ничего! И даже для профессионала это восторг и праздник!" Совершенно незачем так некрасиво поступать.
И тогда я решил поделиться впечатлениями о прекрасной выставке китча "Украшение красивого", которая буквально в соседнем зале. Полчаса восторга, а если смотреть не вприпрыжку - целый час.
По запросу "Украшение красивого" я огреб ссылку на Пелевина и грустную новость: китч тоже закрылся.
Тем не менее, я скажу о выставке пару слов. Начну с эпиграфа. Он тут неспроста.

"Не раздражайте меня, сэр. Никаких картин там нет. Будь здесь произведение живописи, оно висело бы над стойкой, там, где ему и полагается, и нарисована была бы на нем голая женщина в роскошной позе, вся как есть".
Мистер Бобби, бармен из «Понсе-де-Леон»

Мне наконец-то удалось своими глазами оценить несколько картин из проекта Комара и Меламида "Выбор народа". На репродукциях они смотрятся вяло, зато вживую производят сильное впечатление. Это, к слову, зачем надо ходить в художественные галереи. Никакой интернет никогда не даст вам адекватного представления о том, как на самом деле "работает" грамотно вывешенная и умело подсвеченная живопись. Потому что она живо-пись.
Сам проект, если кто забыл, стартовал в 1994-м. В разных странах были проведены соцопросы на тему "Эстетические предпочтения и художественный вкус". Грубо говоря: какие картины вам нравятся? Опросный лист учитывал буквально всё: начиная с любимого цвета и заканчивая отношением к живописи известных авторов. Народ заказывал глубину проработки деталей, мягкость/резкость линий, характер мазка. Даже размер картины имел значение. Ну и содержание - это первым делом.
По итогам опросов К&М написали серию "Лучших картин для ..." и "Худших картин для ...".
Проект вяло поругивали за "недостаточную научность" и сомнительную искренность опрошенных. Но тут надо учитывать социологические техники 90-х и саму эпоху, когда проводился опрос. Наконец, если на "Лучшей картине для России" нет, допустим, голой бабы, это значит лишь, что обнаженную натуру предпочитает 11% выборки: слишком мало. Для сравнения: "ню" хотели бы видеть 7% голландцев, 9% итальянцев, 3% американцев и столько же ...кенийцев.
Ничего удивительного. Вы себя спросите: что вам нужно на стене в гостиной - абстрактная каляка-маляка, красивый пейзаж, фамильный портрет, голая баба или вообще икона.
Поэтому результат проекта оказался вполне предсказуемым.
Но все равно душераздирающим и даже - нервных просят не смотреть, - пугающим.
Первой стала широко известна картина "USA's Most Wanted" (dishwasher size).
Сказать, что это воплощенная пошлость, воинствующее мещанство, полная бездуховность, оголтелый конформизм и вообще окончательный диагноз американскому обществу, значит сказать мало и сказать ласково. Собственно, у нас тут никогда не было иллюзий насчет Америки.

Даже не смешно. И вот эти люди нагло и агрессивно навязывают всему миру свои архетипы, свой, извините за выражение, культурный стандарт.
Слава богу, нам еще есть, что ему противопоставить.
Картина "Russia's Most Wanted" (television size) написана по результатам опроса, проведенного в 1994 году. Выборка далека от идеала (1001 респондент, Москва и область, Питер и область, Тула, Владимир, Иваново, явно преобладают люди с высшим и н.высшим образованием). Часть вопросов не удалось отработать. Но давайте проявим снисходительность и вспомним, какая тут вообще была обстановка двадцать (!) лет назад. У нас медведи по улицам не гуляли, потому что отдельные соотечественники запросто могли распилить их на мясо.
Вызывает отдельный интерес то, что 66% респондентов предпочли "картину, на которую просто приятно смотреть" сюжету, который "служит высшей цели и дает нам урок" (33%). При этом 90% высказались за "реальность" против воображаемого сюжета, и 82% за живопись, "реалистически выглядящую, близкую к фотографии". Правда, этот запрос был перебит явным предпочтением "смешанной современной и традиционной живописной техники" и еще несколькими факторами.
Ну, посмотрим, что получилось.

Поскольку все неприличные канцелярские эпитеты я уже потратил на Американскую Бездуховность (tm), предоставим слово заказчику - народу русскому.
Благодарный народ обозвал этот Адов Пипец и Долбаный Стыд "Явление Христа медведю".

Есть еще вот такой вариант. Справа - "Худшая картина для России".

По-моему, очень правильно всё. Медведь только фиговенький - хотя К&М всегда рисовали медведей весомо, грубо, зримо и с явным удовольствием.

"Без особого риска можно утверждать, что, разнясь в деталях, они будут похожи до неприличия", - сказал о картинах проекта Марат Гельман в 1994 году. Как в воду глядел.
Вот они, хорошие такие - Most Wanted and Least Wanted Paintings, со всей статистикой. Поверьте, внимательное изучение статистики дает ответы на все вопросы. Например, если "Лучшая картина для Web" покажется вам запредельно нерепрезентативной (да чего там "запредельно", она вовсе никакая) - поглядите, когда были получены данные.

Имхо, голландская картина весьма и весьма удалась.


- Из вашего же опроса следует, что три четверти людей не знают, кто такой Рембрандт.
Комар: А те, кто знают – предпочитают абстракцию. Как в Голландии.
Там историю искусств преподают с шести лет, у них искусство – это часть самоидентификации. Вот для русского человека история искусства не является частью национальной самоидентификации, или для американца. Это одно из возможных объяснений, почему в Италии и Голландии предпочли абстракцию.
- Вы вообще ожидали таких результатов?
Меламид: Первый был сюрпризом. Мы думали сделать большую выставку для разных классов населения. Но оказалось, что все одно и то же, поэтому мы оказались с двумя картинами, и не знали, как устроить выставку, о которой договорились, из двух небольших картин.
- В какой стране оказались самые неожиданные для вас результаты?
Меламид: В Германии. Люди никак не могли определиться, что им больше нравится – осень или зима, пейзаж или интерьер, какие цвета... По-моему, евреи разрушили их увереность в себе... Самая неопределенная страна была Германия, а потом Австрия. Было очень сложно работать над этим. Люди либо боятся высказать свое мнение, либо его не имеют.
- На русской «most wanted» у вас получился Иисус Христос с медведями.
Меламид: Это не мы их там помещали, а они. Мы только следовали воле народа. Они любят животных и Иисуса Христа, что мы можем сделать? В Америке предпочли Вашингтона, а в России люди просто устали от исторических фигур.
-В чем вообще смысл культурного плюрализма, если в Исландии и Кении люди хотят видеть все тот же пейзаж?
Меламид: Дело в том, что идея индивидуализма вообще крайне сомнительна. Если наше личное убеждение разделяется тысячами людей, так какое же оно личное? Предположим, верит кто-то в Иисуса Христа. Но в него верят миллиарды человек. Значит, это личное убеждение?
Комар: Кстати, Иисус Христос в искусстве был одним из первых случаев непризнанного гения. Раньше успех был признаком бога, а тут – неудачник. Его распяли, при жизни признали только 12 человек.
(Полный текст интервью с двумя престарелыми арт-хулиганами читать здесь).

На случай, если какой-то интернет-эксперт по всем вопросам начнет вам доказывать, будто эти два алкоголика не умеют держать кисточку в руках, посоветуйте ему посмотреть, что представлено ниже.
И пусть заткнется.
Эти двое не прогуливали занятия в Строгановке.

Начнем с работ 70-х годов.
"Что делать?"


"Рождение соцреализма"


Это попозже сделано. "Ялтинская конференция".


А как вам этот кросавчег?
.

Или этот...


А вот моя любимая,только ее щелкнули непрофессионально, засветка вон какая.
Тоже 70-е годы. Вещь называется "Коммунисты, возвращающиеся домой с демонстрации".


Так и хочется приписать к ней: не заблуждайтесь относительно Пелевина... :)))

Subscribe

  • (меланхолично)

    Нет, ребята, я не вата. Я стекловата.

  • Это вы можете :)

    Прочел недавно, что лозунг «Можем повторить» — кощунство. Аргументы обычные: война это жуть и жесть, повторить ее мечтают только идиоты. Ничего…

  • А ну-ка, дедушки :)

    Прямо не знаю, смеяться или соболезновать. Ужас сколько провалялся в АСТ сборник "Назад в космос". И ведь состав хороший: Логинов, Громов, Бачило,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 60 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • (меланхолично)

    Нет, ребята, я не вата. Я стекловата.

  • Это вы можете :)

    Прочел недавно, что лозунг «Можем повторить» — кощунство. Аргументы обычные: война это жуть и жесть, повторить ее мечтают только идиоты. Ничего…

  • А ну-ка, дедушки :)

    Прямо не знаю, смеяться или соболезновать. Ужас сколько провалялся в АСТ сборник "Назад в космос". И ведь состав хороший: Логинов, Громов, Бачило,…