Олег Дивов (divov) wrote,
Олег Дивов
divov

Category:
Наконец-то взял в руки сборник ‘Классициум’. Интереснейшая книжка. Просто вкуснятина для постсоветского человека средней начитанности. Притом, что одни тексты удались, другие не особенно, третьи могут не понравиться совсем.
Но в этом и смысл: ведь ваша роль – стать арбитром литературной игры.
Я пробежался пока по русским авторам (кого-то по диагонали, несколько текстов залпом взахлеб), и мнение мое следующее.

Писать за реального автора, перенесенного в фантастический мир, можно тремя способами.
Элементарный - «перепрошивка» известного текста. Просто слова поменять, дать другую обстановку. На выходе обычно получается ненамеренная пародия. «Изысканный бродит мутант…» Пародий составители не заказывали, сборник не для этого.
Сложнейший: попытка сделать текст, который автор имярек мог бы написать в предлагаемых обстоятельствах, держась характерной для себя стилистики. Может получиться очень сильно. А может и не получиться.
Средний уровень: текст вроде бы нам знаком, но сильно сдвинут в сторону тех самых предлагаемых обстоятельств. Герои вроде бы те же, но антураж совсем другой, и сюжет вдруг уходит куда не ждали.
В сборнике есть всё. Все типы неудач и удач. Включая сложные пограничные варианты. Довлатов, которому еще учиться и учиться. Правильный-честный и потому устаревший Вампилов. Очень похожая на себя, а значит, выпадающая сразу из двух контекстов Тэффи: юмор - скоропортящийся товар, а этот юмор и не из нашего времени, и не из нашего мира... Простейшая пародия на Бродского. Нудный Маяковский (на первый взгляд, потом перечитаю). Поэтам вообще не повезло, Гумилеву тоже.
Гвозди сборника – оба Набоковых.
«Марсианка Ло-Лита» - пять баллов. Это вполне узнаваемый, но заметно облегченный Набоков: у него просто нет времени растекаться по древу, потому что историю упаковали в формат повести. Такая «Лолита» не стала бы бестселлером. Короткая, плотно скомпонованная, динамичная, она напрочь лишена затягивающего эффекта оригинальной вещи, в которой читатель тонул и беспомощно барахтался. Но лично мне Набоков-лайт даже интересней. И дополнительная интрига хороша, и внезапный поворот сюжета в концовке - что надо.
«Жемчужные врата» стилистически выполнены послабее: это набор хорошо узнаваемых набоковских фишечек, рассыпанных поверх текста, чтобы видно было: автор Набокова читал. В то же время, у повести есть самостоятельная ценность. Вещь немного разбалансирована, но это можно простить: история-то хорошая. Недостаточно проработана «марсианская часть», она вызывает ряд недоуменных вопросов, да и концовка производит впечатление смазанной (похоже, автор не успевал по срокам или просто преоценил свои силы). Но эта повесть берет другим – от нее идет тепло. Она передает ауру почти физиологического удовольствия, с которым над ней работали.
Кстати, характерная черта сборника: видишь, как людям было интересно. Отдельная история – биографии писателей, предваряющие тексты. Ох, порезвился там народ, от всей души, иногда и с перебором.
Но вернемся к текстам. Теперь о разочаровании.
Довлатов лишний раз доказал: «Обидеть Серегу легко, понять невозможно». Когда читаешь «Межпланетный компромисс», просто-таки слышишь голос писателя. Общая интонация довлатовской прозы поймана великолепно. Смотришь в книгу, а из нее с тобой Довлатов разговаривает.
«Бу-бу-бу» - говорит Довлатов своим неповторимым голосом. – «Пу-пу-пу». «Му-му-му».
Странное дело. Казалось бы, сто раз сказано, как именно построена «довлатовская строка». Сам Довлатов настолько жестко придерживался своего канона, что готов был исказить широко известную пушкинскую цитату или выдумать невероятный «шестидесятизарядный АКМ», лишь бы все звучало, как ему надо.
Почему автор из «Классициума» не держит строку – удивительно. Сами оцените: что бы сказал настоящий Довлатов о таком:
«За соседней машиной копиставила новости межпланетница Катя. Ее пальчики реактивно летали над клавишами, резво ползла перфокарта».
Или вот начало «Компромисса N2», чисто по сюжету – прелестной вещицы, вполне по-довлатовски трагикомичной. Первые два предложения – нормально, третье – сбивает с ног. В него повмерзали груды мусора:
«Полигон экстремалов на Япете – злачное и гиблое место. Ветер сдувает с ног, в лед повмерзали груды мусора. Единственный каскад ледяных волн похож на бюст марсианской проститутки, перенесшей оспу».
Как так можно, не понимаю, честно.
Зато в сборнике есть адекватный Гиляровский. За Грина браться пока боюсь. Горький… Ну, Горький. Я его настоящего слишком плохо помню.
Бабель бывает, сами знаете, «смотря, какая». Эта бабель – не из Одессы, а из Первой Конной, я ее спокойно на потом отложил.
Шукшина хотелось бы увидеть совсем другого, с его фирменными деревенскими чудиками, а повесть «Живет такой парень» в антураже Венеры - ну слишком простенько, на мой вкус. Но узнаваемо.
Основная моя претензия к «Представлению» Бродского в версии «Классициума» – его мог написать кто угодно. Любой образованный блогер. «Представление» из горькой и глубокой вещи превратилось в постебушку.
Альтернативный Гумилев у нас уже есть в версии Димитрия Быкова. С той разницей, что там были ненаписанные стихи, а тут – перекореженные написанные. Строка «изысканный бродит мутант» кагбэ символизирует.
Заметьте, я не стихи критикую – застилизовано все ОК, – а сам подход.
Что имеем в сухом остатке?
Сборник, который я бы не советовал читать линейно, с начала. Просто открывайте с того автора, который вам наиболее интересен – и вперед. А то вдруг увидите ухудшенную версию раннего Хэма в пародии на рваный кашкинский перевод, и книжку - в корзину. А напрасно. Там есть, на что обратить внимание. А Хэма можно оставить на закуску, он где-то с третьей страницы становится лучше.
Самая интересная антология 2011 года, однозначно.

P.S. Написал отзыв, и тут вижу во френдленте, что имена авторов уже раскрыты. Мне-то был до сего момента по своим каналам известен только «Довлатов».
Сижу теперь и думаю: идти смотреть, кто под кого работал – или ну его?..
И ловлю себя на том, что не очень интересно.
А ведь это значит, что лучшие тексты сборника действительно удались. Начали жить собственной жизнью.
Молодцы, ребята. Я в вас верил.

P.P.S. Эрик, все-таки со шрифтом ты перемудрил. В колонтитулах он просто слипся, без лупы не разберешь.
Subscribe

  • Прощай, оружие :)

    «...выдача полуавтоматического гладкоствольного оружия систем „Хатсан“, „Хантер“, „Сайга“, а особенно — „Ланкастер“ будет после того, как граждане…

  • (меланхолично)

    Нет, ребята, я не вата. Я стекловата.

  • Это вы можете :)

    Прочел недавно, что лозунг «Можем повторить» — кощунство. Аргументы обычные: война это жуть и жесть, повторить ее мечтают только идиоты. Ничего…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 112 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Прощай, оружие :)

    «...выдача полуавтоматического гладкоствольного оружия систем „Хатсан“, „Хантер“, „Сайга“, а особенно — „Ланкастер“ будет после того, как граждане…

  • (меланхолично)

    Нет, ребята, я не вата. Я стекловата.

  • Это вы можете :)

    Прочел недавно, что лозунг «Можем повторить» — кощунство. Аргументы обычные: война это жуть и жесть, повторить ее мечтают только идиоты. Ничего…