Олег Дивов (divov) wrote,
Олег Дивов
divov

Category:
  • Mood:
  • Music:

Привет таджикам

Во-первых, прошу у Андрея Лазарчука прощения за хамскую реплику одного из моих френдов. Казалось бы, человек вменяемый - и вдруг удивил. Извини, коллега. Они добрые люди, только интернет испортил их.

Во-вторых, последний раз предупреждаю публику: на этой площадке допустима - при условии художественной оправданности, - брань только в мой адрес. Ну, в смысле, вы можете попробовать; я могу ответить как сочту нужным. А вот если хотите обложить последними словами другого автора - идите к нему и материтесь там.

В-третьих, я попытаюсь, конечно, объяснить, почему на мой взгляд, превращение "Обитаемого острова" в "О.б.и.т.а.е.м.ы.й. о.с.т.р.о.в." - западло и порнография. Вопрос в том, прислушается ли кто-нибудь.

На всякий случай: Стругацкие для меня не святыня (в писанине нет святынь), и претензии мои к проекту лежат в той плоскости, о которой как-то не принято вообще задумываться.
А именно: не кажется ли вам, что для взрослого читателя (и писателя) "литературное наследие" любого автора - вещь по умолчанию завершенная и достаточная? Ценная в том виде, в каком она есть, со всеми лакунами и оборванными концами?
Вам хочется знать, "чем все кончилось" или "что там было раньше"? Перехочется. Не будьте жадными детишками. Дети выросли. Почему вы - нет?
Задумайтесь хоть на миг, что есть душеполезного для нас, читателей, в мирах, оставшихся явно "открытыми", в не прописанных до конца сюжетах. Автор не сумел, не успел, не захотел... И его не стало. С каждой перевернутой страницей неумолимо тикает Время. Почувствуйте на своем лице дыхание Вечности, в которую автор канул. Вот она, совсем рядом.
Это то, чего вы боитесь до икоты, дети мои.
Это то, из-за чего бессознательное тысяч инфантилов заставляет их писать фанфики.
Понятная и вполне человеческая мотивация. Но, может, продуктивнее будет сделать что-то своё?
Хемингуэй разнес себе башку, не дописав "Острова в океане".
Уважайте его выбор, черт возьми!
Аркадий Стругацкий просто умер.
Вы его совсем не любите?..
Я думаю, работа с чужими текстами должна преследовать какие-то интересные литературные (sic!) задачи.
Можно сделать ремейк книги, рассказав, "как оно было на самом деле".
Можно сделать проект-оммаж, типа "Времени учеников", и вытворять там с любимым автором все, что заблагорассудится. В том числе, заполнять лакуны и наращивать хвостики.
Можно, наконец, со стилистикоой от души побезобразничать.
Но когда издатель устраивает пляски с бубном на орбите Саракша, я спрашиваю: какую художественную задачу вы намерены решать с помощью десяти-двадцати-тридцати романов о ротмистре Тооте, капрале Варибобу и упыре Ёкарныбабае?
Нет ответа.
И не будет.
Запускать серию (!) романов (!) чтобы "расширить и углУбить" чужой мир - это, на мой взгляд, неуважение к авторам мира. Это то самое детство, весело играющее в заднице. Построим домик из ворованных кубиков.
Мировая культура - бесплатная библиотека идей. Бери и пользуйся. Создай свою книгу, как архитектор - здание. Ан нет, мы боимся быть архитекторами, мы возьмем готовый дом, построенный по чужому проекту. И займемся отделочными работами.
Только давайте тогда не зовитесь писателями больше, ладно? А то вы любите очень сказать: я - писатель! Не надо. Вы теперь, ребята, таджики.
"Юность Максима", бугага. "На хонтийском фронте без перемен". "Четыре танкиста и упырь". "Артем Драбкин. Я дрался с белой субмариной". "Человек в высокой башне (из книг Макса Фрая)". Ну и, естественно, "Пандея наносит ответный удар", куда ж без этого...
Ну да, да, в заграницах так делают. Только у них свои литературные традиции, а у нас - свои. У нас, слава богу, не все еще принято, что нормально в заграницах. Своего дерьма хватает.
В таком вот аксепте.

P.S. Пара аргументов вдогонку.
Такие серии это грабеж читателя. Читатель вправе сам додумать, "как там было". И нечего ему подсовывать свое видение.
Нет, кому-то наверное лестно почувствовать себя "литературным негром Стругацких", тем более, если Борнатаныч позволил. Но свои-то мозги должны быть!
Сама ситуация неожиданно сродни интернет-пиратству. "Информация должна быть свободной!" Люди не понимают, что, прочитав книгу, они не получили прав на мир Саракша и разрешения ходить по нему в грязных сапогах (там и так наплевано, только это авторские плевки).
Комменты жгут. Некоторые реально не видят, в чем разница между авторской работой и поточной штамповкой. Коммунизм, что ли, наступил? Искусство принадлежит народу! И народ, когда захочет, будет это искусство немножко работать.
А вообще все это попытки опохмелиться вчерашними подонками. Выбрать после гостей то, что осталось в рюмках.
Имхо.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 525 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →